Инструктивно-методическое письмо «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день»
В учреждениях общего среднего образования наметилась определенная стабильность и системность в организации шестого школьного дня, устойчиво функционируют модели воспитательной работы по данному направлению. Во многих районах страны созданы региональные программы по организации шестого школьного дня с учетом потенциала социокультурной сферы и возможностей участия всех заинтересованных (учреждений культуры, спорта и туризма, здравоохранения, правоохранительных органов, МЧС, общественных организаций). В то же время еженедельное изучение организации шестого школьного дня в ряде учреждений общего среднего образования, проводимое в настоящее время, свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер по совершенствованию о 2 учитывать наличие современных физкультурно-спортивных сооружений, имеющихся в регионе, а также потребности и спортивные интересы в молодежной среде. В мероприятия шестого школьного дня рекомендуется включать: мастер-классы по видам спорта, уделив особое внимание спортивным дисциплинам, входящим в программу Олимпийских игр; марафоны спортивных танцев, аэробики, черлидинга, молодежных субкультур и др.; показательные выступления учащихся учреждений дополнительного образования и специализированных учебноспортивных учреждений; матчевые встречи, лично-командные соревнования, лиги по игровым видам спорта; спортивные праздники для семей «Здоровый я – здоровая семья!»; «уроки чемпионов» с приглашением на них победителей и призеров чемпионатов мира среди студентов, участников, победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, первенств Республики Беларусь; конкурсы на лучший сценарий олимпийского урока, лучшего тренера по виду спорта; ознакомительные экскурсии по физкультурно-спортивным сооружениям; викторины, конкурсы по пропаганде олимпийского движения, молодежные ток-шоу, брейн-ринги «Физкультура – спорт – здоровье!», «Беларусь олимпийская» и др. Необходимо создать в каждом учреждении образования школьные команды по игровым и другим видам спорта, группы поддержки с организацией их регулярных тренировок и региональных соревнований (в первую очередь, в шестой школьный день). Все внутришкольные, городские и районные соревнования и мероприятия следует планировать равномерно в течение учебного года и проводить преимущественно в шестой школьный день, а также во время осенних, зимних и весенних каникул в форме физкультурно-спортивных праздников, Дней здоровья и спорта, туристских слетов и т.п. Обращаем особое внимание, что к занятиям в спортивных секциях по видам спорта, участию в спортивных соревнованиях, туристских походах учащиеся допускаются при соответствующем медицинском разрешении. Воспитательные мероприятия должны в доступной и занимательной форме раскрывать основные понятия спортивной этики, 3 способствовать воспитанию у занимающихся чувства гордости за белорусский спорт и белорусских спортсменов. Следует провести работу по вовлечению родительской общественности в организацию шестого школьного дня: более широко привлекать родителей к работе спортивных залов, школьных стадионов, спортивных секций, объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. В настоящее время особенно актуальным становится вопрос организации трудового воспитания в рамках мероприятий шестого школьного дня. В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82, «трудовое воспитание направлено на формирование ценностного отношения к труду, социальной значимости профессиональной деятельности; выработку качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, конкурентоспособности, инициативности, предприимчивости, стремления к достижению более высоких результатов». Один из важнейших аспектов воспитательной работы − организация общественно полезного труда учащихся учреждений общего среднего образования, который является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности. На Интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь, в разделе «социальная и воспитательная работа», размещены рекомендации по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» для приобщения учащейся молодежи к общественно полезному труду и получения ею трудовых навыков может быть организована временная трудовая занятость учащейся молодежи в свободное от учебы время. Несовершеннолетние, в первую очередь, состоящие на различных видах учета (СОП, ИДН), могут быть трудоустроены в период каникул и в свободное от учебы время. Содействие в трудоустройстве оказывают региональные органы по труду, занятости и социальной защите. Особенностью организации шестого школьного дня в т.г. является проведение профориентационной работы с учащейся молодежью на качественно новом уровне и во взаимодействии со всеми заинтересованными. Заслуживает внимания опыт развития предпринимательства в молодежной среде. В настоящее время 4 небольшие учебные бизнес-компании появились во всех регионах страны. Новый формат профориентационных мероприятий предполагает формирование у обучающегося стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах своего профессионального пути. Старшеклассники должны видеть реальную заинтересованность в их труде на производстве, возможность успешной реализации через рабочие специальности. Профориентационная работа должна стать обязательным направлением работы в шестой школьный день и осуществляться с учетом запросов и потребностей учащихся. В этой связи необходимо установить контакты учреждений общего среднего образования через заключение договоров с учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования с целью задействования ресурсов этих учреждений (письмо Министерства образования от 20.10.2015 № 08-07/2333 направлено в учреждения высшего образования) в организации профориентации обучающихся учреждений общего среднего образования (приглашение на профориентационные мероприятия представителей профессорско-преподавательского состава, ученического и студенческого актива; проведение тематических экскурсий и «дней открытых дверей»; использование материальнотехнической базы; шефская помощь; сетевое общение, деятельность объединений по интересам трудовой направленности и др.). Современные подходы к организации этого направления работы изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования». В текущем учебном году следует обеспечить проведение туристско-экскурсионной работы, содержание которой должно быть интегрировано с содержанием учебных программ по предметам, соответствовать возрастным и психофизическим особенностям учащихся. В целях совершенствования туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися, активизации работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в учреждениях общего среднего образования Министерством образования Республики Беларусь совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и 5 организациями разработан перечень рекомендуемых для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов (письмо № 10-20/1698 от 28.07.2015), размещен на Интернет-портале Министерства образования в разделе «социальная и воспитательная работа». В названном перечне указаны рекомендованные экскурсионные объекты и туристические маршруты для использования в образовательном процессе в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам. Особое внимание следует уделить максимальному использованию потенциала учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, задачей которых является разработка актуальных туристско-краеведческих маршрутов для обучающихся учреждений общего среднего образования, а также предложение возможного использования снаряжения и оказание необходимой организационно-методического сопровождения при организации экскурсий и туристских походов. Министерство образования обращает особое внимание органов управления образованием и руководителей учреждений образования на недопущение случаев формального подхода к планированию и проведению мероприятий в рамках шестого школьного дня, ведению учета посещаемости их обучающимися. Министерство образования рекомендует утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день (примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования – 4 часа). Допускается посещение в субботний день обучающимися учреждений общего среднего образования занятий в спортивных секциях, объединениях по интересам и творческих коллективах учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специальных учебноспортивных учреждений, учреждений культуры, а также иных социокультурных учреждений и организаций. Одновременно считаем необходимым наличие оперативной информации о посещении обучающимися названных учреждений и организаций в субботний день у учителей, выполняющих обязанности классного руководителя, а также у дежурного администратора. Рекомендуем перенести на шестой школьный день акцент в проведении всех массовых мероприятий (финальных этапов спортивных 6 соревнований, творческих конкурсов, выставок, сборов, слетов, акций воспитательной направленности; физкультурно-спортивные мероприятия; конференции; экскурсии; тематические дни; праздники и т.д.). В этой связи считаем целесообразным внести соответствующие корректировки в программно-планирующую документацию воспитания, провести дополнительную разъяснительную работу в педагогических коллективах, а также в ходе родительских собраний проинформировать об изменениях в организации проведения шестого школьного дня родителей (законных представителей) обучающихся.